Иногда перед нами встает задача оценить возможность возникновения пожара для конкретного объекта защиты или территории, его последствий влияние отдельных факторов на жизнь и здоровье людей. Тогда нам на помощь приходит расчет пожарного риска.
Основания для расчета пожарного риска
Расчет пожарного риска производится в том случае, когда на действующем объекте имеются отступления от требований нормативных документов, касающихся обеспечения пожарной безопасности, на основании статьи 6, главы 1, раздела I Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — общие требования для объектов защиты, и на основании ст. 93, главы 20, раздела IV Федерального закона от 22.07.08г. – производственные объекты защиты, оценка пожарного риска не требуется для объектов защиты, на которых выполняются обязательные требования пожарной безопасности, установленные данным регламентом и добровольные требования, содержащиеся в действующих нормативных документах.
Методика расчета
На сегодняшний день действуют две методики определения расчетных величин. Одна из них предназначена для расчета пожарных рисков общественных зданий различных классов функциональной пожарной опасности. Эта методика утверждена приказом МЧС России. Вторая методика, также зарегистрированная в уполномоченных госструктурах, предназначена для расчета пожарных рисков зданий производственного и складского назначения.
- Пожарные риски для общественных зданий рассчитываются на основании приказа МЧС России от 30.06.09 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
- Пожарные риски для производственных и складских зданий и сооружений рассчитываются на основании приказа МЧС России от 10.07.09 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
Фактически методики включают в себя:
- определение расчетного времени эвакуации;
- определение необходимого времени эвакуации;
- сравнение;
- расчет величин пожарного риска.
Тонкости
Помимо статьи 6, главы 1 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4, статьи 4, главы 1 Федерального закона № 123-ФЗ гласит: «На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона». Соответственно, расчет пожарного риска производится также для зданий и сооружений, в которых происходили перепланировка, реконструкция и капитальный ремонт.
В 2013 году в приказ № 382 были внесены изменения, которые исключены из области применения методики здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ?интернатов и детских учреждений), Ф 1.3 (многоквартирные жилые дома) и Ф 1.4 (одноквартирные, в том числе блокированные жилые дома). Для таких объектов защиты возможно произведение расчета требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности (расчет безопасной эвакуации людей при пожаре) в соответствии с ГОСТ 12.1.004 – 91 «Пожарная безопасность».
Ну и напоследок…
Исходя из специфики методик можно сказать, что расчеты пожарных рисков не стоит относить к разряду документов, содержание которых является неоспоримым (как например, согласование СТУ). Именно для исключения возможных вопросов со стороны надзорных органов вместе с расчетами рисков целесообразно произвести разработку Комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий (далее КИМ). Основной отличительной чертой КИМ служит то, что он подлежит согласованию в Департаменте надзорной деятельности МЧС России, что позволяет прописать и обосновать в нем отступления от действующих норм.
Получить консультацию можно заполнив форму на сайте в разделе «Контакты», отправить заявку на почту info@strobez.ru, связаться напрямую со специалистом компании по номеру 8(800)775-60-76.