Нормативные акты по СТУ

19 апреля 2021 Опубликовано strobez Полезная информация

Специальные технические условия (далее, СТУ) представляют собой технические нормы, относящиеся к определённому объекту капитального строительства и призваны отобразить специфические особенности инженерии, проектирования, строительства (демонтажа), эксплуатации данного объекта.

Порядок разработки и согласования СТУ утверждён приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №36 от 01.04.2008 г. Вышеуказанный приказ является отправной точкой в такой области нормативной документации, как СТУ. Впоследствии полномочия по регламенту разработки и согласования СТУ перешли к Госстрою РФ, а после его реорганизации к Министерству строительства РФ.

К числу основных нормативно-правовых актов, призванных регулировать разработку и порядок согласования СТУ в области пожарной безопасности, необходимо выделить Федеральный закон №69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», Федеральный закон №123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон №184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», Федеральный закон №384 от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановление Правительства РФ №272 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска», приказ МЧС РФ №710 от 28.11.2011 г.

Необходимость разработки СТУ продиктована вынужденными отклонениями от существующих норм и правил, а также проектными решениями, на которые отсутствуют технические требования. СТУ призваны обеспечить безопасность зданий и сооружений, как на этапе строительства, так и при дальнейшей эксплуатации объекта, рядом компенсирующих решений и мероприятий.

СТУ оформляются в виде комплексной документации, включающей графическую, описательную и расчетно-обосновательную части. Графический раздел СТУ отражает проектные решения, нуждающихся в разработке особенных требований, особенно в сфере пожарной безопасности. В описательной части СТУ приводится полный перечень отступлений и несоответствий в отношении существующих нормативов, обосновываются причины связанных с этим решений конкретного проекта, а также детально расписывается применение необходимых компенсирующих мероприятий, способных устранить нормативные противоречия и обеспечить высокий уровень безопасности строительства (демонтажа) и эксплуатации объекта капитального строительства.

Особое внимание при разработке СТУ уделяется расчету пожарных рисков. Необходимо выделить тот факт, что методология расчета пожарных рисков утверждена Приказами Министра по ЧС №382 от 30.06.2009 г. и №404 от 10.07.2009 г. Вышеуказанные приказы МЧС, как реализация постановления Правительства РФ от 31.03.2009 г. во исполнение Федерального закона №184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», регламентируют методику расчета пожарных рисков, отражённую в приложениях к ним. В приложениях к Приказам МЧС №382 и №404 учтены данные статистики о возникновении пожаров в различных видах объектов капитального строительства, в том числе производственного назначения, а также приводятся математические и аналитические модели движения человекопотока при возникновении чрезвычайной ситуации (с учётом изменения потока в последовательные временные моменты), данные для расчёта времени эвакуации и порядок расчетно-математического исчисления блокирования эвакуационных путей вероятными факторами пожара. Разработанные СТУ обязательны к прохождению согласования. Данная норма отражена в Приказе Минстроя №248/пр. Должностные лица, в чьей компетенции находится согласование СТУ в сфере пожарной безопасности, указаны в Приказе Министра по ЧС №710 от 17.12.2015 г.